Мая Радзіма Беларусь!

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.12.2021   № 773 утверждена ПРОГРАММА патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы.

Актуальность разработки Программы обусловлена геополитическими вызовами, необходимостью своевременного укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь посредством консолидации общества и обеспечения народного единства.

Для целей настоящей Программы используются следующие термины и их определения:

патриот – человек, который осознанно соотносит свою деятельность с интересами страны, идентифицирует себя и свое будущее c народом, историей, культурой и готов стоять на защите интересов Отечества;

патриотизм – духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития, осознанная повседневная деятельность гражданина во благо Родины, народа, государства;

патриотическое воспитание – процесс, основывающийся на патриотических ценностях, которые направлены на установление и укрепление начал общности и консолидации, осознание единства общественных и государственных интересов.

Патриотические ценности:

Родина (место рождения человека, страна, в которой он родился, культурно-историческая среда, созданная предками);

Отечество (страна, государство, с которым личность связана системой отношений, регламентированных правами и обязанностями);

семья, преемственность поколений, нация;

государственность, государственный суверенитет Республики Беларусь;

государственная символика Республики Беларусь (флаг, герб, гимн);

историческая память, национально-культурная идентичность;

национальная культура.

Патриотические ценностные ориентации, формируемые у населения:

любовь к Родине, малой родине, уважение и защита Отечества, знание национальной (отечественной) истории;

уважительное отношение к старшим, забота о младших и ответственность за них;

служение народу;

единство современной белорусской нации, понимание национальной идеи как мировоззренческой основы консолидации белорусского общества;

знание исторических форм государственности на территории Беларуси и национальной белорусской государственности, готовность к защите и укреплению государственного суверенитета Республики Беларусь;

уважительное отношение к представителям различных конфессий, национальностей, социальных групп;

знание и уважение наиболее значимых достижений и традиций национальной культуры.

Особая роль в воспитании патриотизма отводится семье, где оно основывается на духовной связи между поколениями, включает в себя формирование патриотических чувств и патриотического поведения. Семейное патриотическое воспитание должно быть целенаправленным, последовательным, своевременным и продолжаться на всех этапах становления высоконравственной, гармонично развитой личности, у которой сформировано чувство ответственности за судьбу страны и которая способна на сопереживание, милосердие, самопожертвование.

 

https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100773&p1=1

Будущее родной Беларуси зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях.

  Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее.

   Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

  Устное народное творчество — загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.

  Для детей 3-4 лет доступными и интересными являются такие жанры народного творчества, как песенки и потешки: «Iграу я на дудцы», «Ой бычок, мой бысенька», «Ку-ка-рэ-ку, певунок», «Вожык», «Кую, кую ножку».

   И, конечно же, белорусские народные сказки: «Курачка – раба», «Былiнка iварабей» «Зайкава хата», «Каза – манюка», «Пчала i муха», «Муха – пяюха», «Коцiк, пеунiк i лiсiца».

  Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

   С любви к родному дому, к песни матери, с изучения истории народа, с постижения его традиций начинается любовь к родному краю, к Родине, ко всей Земле. С детства прививается патриотизм человеку, а прежде всего в семье и в дошкольном учреждении, потому что там начинается формироваться мировоззрение гражданина.

    Без знания родного языка, истории, культуры, традиций нет и патриота своей Родины.

  «Кто я? Откуда?» — рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Но так получается, что мы сами, взрослые, мало можем вспомнить о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. А много ли мы знаем народных песен, сказок, танцев, пословиц, поговорок, загадок, игр?

  Что мы можем передать в духовное наследие детям? Как будут сохраняться лучшие традиции и обряды? Чем будут дети гордиться и с кого брать пример? Как воспитать сыновей и дочерей трудолюбивыми, добрыми, патриотами своей родины?

   Эти вопросы задают и ищут на них ответы и родители, и педагоги. Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям в присоединении к национальной и общечеловеческой культуре. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что “…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

   Важно, чтобы родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры; владели родным языком и использовали в воспитание детей разнообразный белорусский фольклор.

В ГУО «Детский сад №52 г. Могилева» каждый четверг проводится Дзень беларускай мовы.

 

Без знания родного языка, истории, культуры, традиций нет и патриота своей Родины. Народное искусство дарит детям встречи с напевными мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком. Народные песни, пляски, хороводы, народные игрушки незримо связывают ребёнка со своим народом. Атмосфера радостной встречи с народным творчеством надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

 

 

Будучае роднай Беларусі залежыць ад падрастаючага пакалення. Вельмі важна далучаць дзіця да культуры свайго народа, да бацькаўскай спадчыны, выхоўваць павагу і гонар за зямлю, на якой мы жывем. Дзіцячыя музычныя святы з’яўляюцца каштоўным сродкам выхавання у далучэнні дзіцяці да вытокаў роднага, сапраўднага, беларускага.

“Вось які я беларус!” – пад такой назвай прайшла музычная забава у старэйшай групе.

Выхаванцы удакладнілі веды аб сваей краіне, выдатных мясцінах роднага горада, замацавалі веды аб музычных інструментах народнага аркестра. Хлопчыкi  і дзяўчынкі з вялікім задавальненнем гулялі у рухомыя гульні, а таксама танцавалі беларускія народныя танцы.

Комментарии запрещены.