Зачем нужен педагог-психолог в дошкольном учреждении образования?
Практика показывает, что непонимание родителями роли педагога-психолога в учреждении дошкольного образования приводит к избеганию и отказу от встреч с ним. Хочется сразу разъяснить ситуацию: педагог-психолог и психиатр (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.
Психиатр — врач, занимающийся отклонениями (нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный ясли-сад.
Педагог-психолог — педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда, учителя-дефектолога.
Основная задача работы педагога-психолога — сделать жизнь ребенка в учреждении дошкольного образования удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает обеспечить психологические условия для охраны здоровья и развития личности детей.
Педагог-психолог ведет работу в учреждении дошкольного образования по следующим направлениям:
Первое — это консультации
Психологическое консультирование в учреждении дошкольного образования проводится с законными представителями воспитанников по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития, поведения (например, обсуждение процесса адаптации к детскому саду, психологической готовности ребенка к школьному обучению и т.п.). Педагог-психолог поможет родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения; подскажет, как надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись.
Второе направление — это диагностика
Плановая диагностика (по запросу администрации детского сада, родителей) проводится для того, чтобы определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь ему, если есть какие-то проблемы.
Диагностика проводится исключительно с письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанников.
Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог — это комплексная оценка психологической готовности ребенка к школьному обучению. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание.
Третье направление — это коррекционно-развивающая работа
Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Есть дети агрессивные, есть импульсивные, есть тревожные. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. Чтобы помочь детям психолог проводит игровые коррекционно-развивающие занятия, которые проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.
Четвёртое направление — это психологическое просвещение и психологическая профилактика
Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. Также педагог-психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в учреждении дошкольного образования. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и воспитанников.
К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях дошкольного учреждения образования на занятиях с педагогом-психологом является недостаточным. Без взаимодействия с законными представителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, может сойти на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с педагогом-психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат. Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать.
Таким образом, в учреждении дошкольного образования педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Этот специалист помогает малышам, их родителям и педагогам жить дружно, учиться новому вместе и чувствовать себя легко и комфортно.
Постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 20 сентября 2022 г. № 328 утвержден порядок социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи:
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238867&p1=1
ГРАФИК РАБОТЫ
педагога-психолога государственного учреждения
образования «Детский сад №52 г.Могилева»
Чернявской Ирины Сергеевны
на 2024/2025 уч.г.
Дни недели |
Время работы |
Понедельник |
9.00-13.00 |
Вторник |
12.30-16.30 |
Среда |
9.00-13.00 |
Четверг |
9.00-13.00 |
Пятница |
13.00-17.00 |
ГРАФИК КОНСУЛЬТАЦИЙ
Дни недели |
Педагоги |
Учитель-дефектолог старшей группы для детей с ТНР |
Учитель-дефектолог средней группы для детей с ТНР |
Родители |
Вторник |
13.00-14.00 |
|
12.30-13.00 |
15.30-16.30 |
Пятница |
13.00-14.00 |
13.00-13.30 |
|
16.00-17.00 |